Вместе с экспертом Оксаной Тимченко мы составили подробную инструкцию по внедрению системы мотивации персонала для компаний разных сегментов бизнеса.
Оксана Тимченко — HRD/ HR BP с опытом работы более 18 лет в крупных компаниях Петербурга, таких как Связной, Буше, General Satellite, Юлмарт, Металлопродукция. Сегодня Оксана Тимченко действующий HR-бизнес-консультант малого и среднего бизнеса.
Из статьи вы узнаете:
- Что такое система мотивации персонала и почему без неё не получится создать хорошую команду?
- Как выбрать подходящую систему мотивации персонала для компании?
- Внедрение системы мотивации персонала: этапы разработки, внедрения и основные ошибки
- Как понять, эффективна ли выбранная система мотивации персонала?
- Как мотивировать сотрудников на удалёнке?
- Корпоративное обучение как часть системы мотивации персонала
Первую часть статьи о том, как выбрать подходящую систему мотивации персонала, читайте в статье: «Что такое система мотивации персонала? Виды, принципы и правила внедрения».
Что такое система мотивации персонала и почему без неё не получится создать хорошую команду?
Мотивация — это побуждение работника к эффективной работе.
Главная цель любого бизнеса — эффективность процессов: производства, продаж, взаимодействия с клиентами, которые направлены на получение максимальной прибыли.
Правильная система мотивации персонала действует так, что сотрудник не просто выполняет свои обязанности, а работает максимально эффективно и прикладывает дополнительные усилия, чтобы достичь результата.
Как выбрать подходящую систему мотивации персонала для компании?
Важно понимать, что универсальной системы мотивации персонала для всей компании не существует.
Система должна быть основана, в первую очередь, на потребностях и желаниях людей. Общей может быть корпоративная культура, а условия труда, формат премии и похвалы для каждого отдела или конкретного сотрудника могут отличаться.
Чтобы разработать систему мотивации персонала, нужно хорошо чувствовать компанию и людей, понимать цели бизнеса, знать ожидания и потребности сотрудников, а также учитывать их текущую жизненную ситуацию.
Давайте разберёмся, какие правила важно учесть, чтобы ваша система мотивации была эффективной.
Внедрение системы мотивации персонала: этапы разработки, внедрения и основные ошибки
Внедрение системы мотивации персонала — поэтапный процесс.
Чтобы создать эффективную систему мотивации персонала, нужно:
- понимать цели и потребности бизнеса;
- понимать потребности и ожидания сотрудников;
- знать бюджет и возможности компании;
- спросить у сотрудников об их желаниях
- учитывать климат в компании и психотипы людей;
- понимать специфику деятельности компании и функции сотрудников / подразделений
Если исключить хотя бы один фактор, система мотивации может работать некорректно, в результате может пострадать как бизнес, так и коллектив.
Как внедрить систему мотивации персонала? Пошаговая инструкция:
Шаг 1: Разработайте стратегию: соотнесите цели и задачи компании с системой мотивации, которая компания может себе позволить. Изначально цель мотивации сотрудников — повысить результат в бизнесе, поэтому во главе угла будет понимание целей бизнеса минимум в горизонте на 1 год.
Шаг 2: Поймите возможности компании: сколько денежных средств компания готова выделить на мотивацию персонала, на что она готова пойти, а что она дать не сможет.
Шаг 3: Проведите опрос среди сотрудников
Опрос может состоять всего из 3-5 вопросов, но с его помощью вы узнаете у сотрудников, какие у них есть потребности, желания и даже возможные страхи. Например, спросите сотрудников, что будет их мотивировать на выполнение более сложных задач и с чем бы им не хотелось столкнуться при новой системе мотивации.
Вопросы должны быть открытыми, но с предложенными вариантами ответов, чтобы было проще их обработать. При составлении опроса важно предлагать только те варианты ответов, которые компания готова и сможет реализовать.
Опросы помогают проверить гипотезы и просчитать возможные риски. Кроме того, люди будут чувствовать свою значимость и сопричастность, и сам по себе опрос о системе мотивации уже будет мотивировать персонал на грядущие изменения.
Шаг 4: Создайте фокус-группу и обсудите, как соотносятся цели и возможности компании с запросами и ожиданиями сотрудников. На основе обсуждения HR-специалист разрабатывает систему мотивации — общую на компанию или отдельную для каждого отдела или под конкретную должность.
Шаг 5: Подготовьте презентацию системы мотивации и согласуйте её с владельцем компании. Владелец должен утвердить систему мотивации персонала или внести в неё изменения. Важно зарегламентировать систему мотивации в виде положения — подготовьте документ и отправьте его на подпись владельцу бизнеса.
Шаг 6: Подготовьте презентацию для сотрудников. Она должна быть понятной, прозрачной и хорошо «продавать» ценность изменений системы мотивации персонала.
Параллельно со всеми шагами начните готовить сотрудников к изменениям.
Помните, всё, что касается вопроса денежной мотивации будет вызывать у людей вопросы и опасения.
Негативная реакция может возникнуть из-за недостатка информации у сотрудников. Чтобы её минимизировать, своевременно информируйте сотрудников о том, что готовится система мотивации персонала, заранее обговорите изменения, «продайте» их и грамотно презентуйте, чтобы человек понял их ценность для себя.
Работайте на опережение и система мотивации будет принята сотрудниками гораздо позитивнее.
Шаг 7: Проведите общее собрание компании или по отделам, где будут присутствовать руководители подразделений и рядовые сотрудники. Дайте людям возможность задать интересующие их вопросы или высказать опасения.
Шаг 8: Протестируйте выбранную систему мотивации персонала. Тестирование системы можно провести во время её разработки или же после.
При этом следует известить об этом сотрудников во время презентации и сказать примерно так: «Мы создали систему мотивации и рассчитываем на то, что она поможет вам работать эффективнее. Сейчас мы берём тестовый период. За это время мы посмотрим на результаты, обсудим применение системы и соберём у вас обратную связь. Только потом примем решение, будет ли введена новая система мотивации персонала на постоянной основе, или её необходимо будет скорректировать и доработать».
Шаг 9: Трансформируйте и «докручивайте» систему мотивации персонала. Рекомендуется анализировать результаты применения действующей системы мотивации раз в полгода, а пересматривать или корректировать систему мотивацию раз в год.
Ловите 2 лучших платформы, чтобы собрать эффективную команду для проектов любой сложности:
- InSales — платформа для создания интернет-магазинов, маркетплейсов, социальных сетей и мессенджеров.
- Моё дело — онлайн-сервис по бухгалтерии.
Как понять, эффективна ли выбранная система мотивации персонала?
Эффективность системы мотивации персонала демонстрируют 2 вида показателей:
- финансово-экономические показатели: рост продаж, увеличение количества клиентов, снижение трудозатрат на операции и т.п.
Посмотрите, улучшается ли производительность труда и увеличивается ли прибыль бизнеса.
Чтобы понимать, насколько эффективен инструмент, любое изменение нужно стараться измерять в цифрах.
Первое измерение сделайте на тестовом периоде в 1-3 месяца после внедрения системы мотивации персонала. Сравните тестовый период с аналогичным периодом предыдущего года по численным показателям, и вы сразу поймёте, насколько повлияли или не повлияли нововведения на эффективность работы.
- эмоционально-психологические показатели также важны, но они дают субъективную оценку, потому что их сложнее оцифровать. Однако часто можно явно увидеть, делают ли люди свою работу быстрее, перестали ли опаздывать, больше ли успевают. Обсудите с сотрудниками новую систему мотивации, чтобы узнать их мнение и понять, как это отразилось на них и на качестве работы.
Как мотивировать сотрудников на удалёнке?
Корпоративная культура существует независимо от того, откуда работают сотрудники: из дома или офиса. Они всё равно общаются, созваниваются, участвуют в групповых чатах и делают совместные проекты.
Удалёнка мало меняет основные потребности человека. Мотивировать сотрудников на удалёнке нужно также, как и при работе в офисе — использовать индивидуальный подход, выстраивать комфортную корпоративную культуру, внедрять моральную, материальную и нематериальную виды мотивации.
Корпоративное обучение как часть системы мотивации персонала
Корпоративное обучение — это компонент нематериальной системы мотивации персонала, который, в первую очередь, направлен на обучение и развитие персонала.
Цель корпоративного обучения — увеличение прибыли бизнеса и, как следствие, увеличение стоимости самого специалиста на рынке труда за счет повышения профессиональных и личностных компетенций.
Первая цель корпоративного обучения — улучшить результаты компании, потому что каждый человек влияет на него.
Вторая цель корпоративного обучения — мотивация сотрудников. Если компания нацелена на повышение квалификации персонала, это увеличивает её привлекательность на рынке для сотрудника.
Хотите «убить двух зайцев»: повысить квалификацию сотрудника и замотивировать его? Пригласите специалиста по корпоративному обучению, который выявит потребность в обучении сотрудников, свяжет это с целями бизнеса и выстроит в компании внутриропоративную систему обучения. Она станет частью нематериальной системы мотивации для сотрудников и увеличит привлекательность бренда компании.
Также вы можете записать сотрудников на курсы. Причём они не обязательно должны быть напрямую связаны с рабочими обязанностями. Многие компании оплачивают сотрудникам занятия спортом или тренинги личностного роста.
Теперь у вас есть понимание и инструкция по внедрению системы мотивации для персонала. Помните, что хорошая система мотивации персонала должна опираться на потребности и желания сотрудников, а также учитывать возможности и цели компании.
Вам может подойти это обучение:
- Лучшие Курсы Обучения Agile
- 10 Лучших Онлайн-Курсов по Бизнесу и Построению Работы в Команде
- 10 Лучших Онлайн-Тренингов Личностного Роста от 1 500 Рублей
- Лучшие Курсы Корпоративного Обучения и Развития Персонала
- 10 Лучших Курсов по Бизнесу в Санкт-Петербурге от 1 900 Рублей
- 10 Лучших Курсов обучения Менеджера по продажам онлайн
- 10 Лучших Курсов Менеджера по продажам в Москве
- 10 Лучших Курсов Менеджера по продажам в Петербурге
- 10 Лучших Уроков Финансовой Грамотности
- 10 Лучших Курсов Финансиста
Читайте также:
- Что Такое Система Мотивации Персонала? 10 Видов Системы Мотивации, Главные Принципы и Правила Внедрения
- Как Создать Команду? 15 Рабочих Советов, Как Создать Сильную Команду + 3 Идеи Для Мотивации Работников
- Что Такое Agile? 8 Экспертных Советов, Как Сделать Работу Команды Эффективнее С Помощью Техники Agile
- Как Найти Своё Призвание? 15 Лучших Советов, Как Найти Своё Призвание + ТОП-20 Востребованных Профессий
- ТОП-21 Главных Бизнес-Книг, Которые Нужно Прочитать Каждому, Чтобы Открыть и Развить Своё Дело
Дата публикации:01.02.2022 @ 13:37