Почему крупнейшие Российские вузы отстают в образовательной гонке?
Мы думали, что делаем рейтинг тем массовых онлайн курсов формата МООC среди их авторов и рейтинг площадок, их размещающих, а получился рейтинг инновационности вузов и их готовности адаптироваться к новым мировым реалиям в области высшего образования.
Смотрите полный текст отчета по ссылке или в конце этого материала.
Отечественные массовые образовательные онлайн курсы (курсы формата МООК) существуют на рынке образования уже более 4 лет.
В результате работы в этом направлении была частично преодолена инертность российских вузов в движении в сторону использования Интернет – технологий, а у студентов и абитуриентов сформировалась привычка приобретать знания в формате онлайн.
Трафик площадок, на которых размещены онлайн – курсы, вырос на 20-50% за последний год.
Кроме того, абитуриенты в последнее время всё чаще стали ориентироваться на уровень преподавания по онлайн образовательному контенту при выборе вуза. И это не всегда самые известные вузы, а те, что демонстрируют высокое качество знаний и уровень преподавателей через онлайн – курсы.
Тем не менее, по данным нашего отчёта, многим российским вузам предстоит ещё немало работы, чтобы выйти на международный уровень. Для проведения анализа мы собрали данные по всем активным курсам на начало учебного сезона и тем курсам, начало которых анонсировано до 30 октября.
Всего в исследовании и для создания инфографики использованы данные по 420 курсам, 76 авторам курсов (вузы и компании) с 5 площадок, где есть MOOC на русском языке.
В отличие от западных вузов, у нас наиболее часто встречаются направления экономика и бизнес. Эти темы составляют треть от всех собранных нами курсов. Правда, такой высокий процент обеспечил только один вуз – НИУ ВШЭ.
Далее с большим отрывом следует категория «Естественные науки и медицина» – всего 18%.
Абсолютный лидер среди авторов онлайн – курсов – НИУ ВШЭ. Они сделали 22% от всего объема с 99 курсами.
С огромным отрывом за Высшей Школой Экономики идёт РАНХиГС с показателем 7%. Такие статусные вузы, как МГУ, МГИМО и СПбПУ(Политех), к сожалению, сильно отстают от лидера.
МГУ делает лишь 6% массового образовательного лекционного контента, МГИМО только 2%, а показатель крупнейшего в Санкт-Петербурге СПбГУ даже не превышает 1%.
Большинство массовых онлайн – курсов записываются в Москве (73%). Сильно отстаёт от столицы Санкт-Петербург (10%). Далее следует Томск (6%), Екатеринбург (4%), Владивосток (3%) , Нижний Новгород (1%) и другие региональные вузы.
По словам инсайдера, одному из крупнейших вузов нашей страны три раза государством выделялись деньги на создание записей курсов для публикации на публичных интернет – площадках. В результате, суммы, измеряемые десятками миллионов рублей, потрачены, а курсов сделано меньше, чем маленьким частным вузом из того же города.
На наш взгляд, вузы, которые активно снимают онлайн – курсы и выкладывают их на популярные площадки, скоро будут получать большее количество абитуриентов, у них будет больше конкурс на место и, как следствие, выше уровень учеников.
Среди площадок для размещения онлайн – курсов абсолютным лидером стал проект “Открытое образование”, главным образом потому, что объединил лучшие вузы, дав им свою готовую площадку и постоянный поток учеников.
Ситуация в сфере онлайн – обучения помогает увидеть современные тенденции в образовании в целом. Инновационная образовательная деятельность в основном сосредоточена в Москве, при этом акцент делается на изучение экономики.
Причём, большие и статусные вузы страны такие, как МГУ и СПбГУ, заметно отстают в создании онлайн – курсов, имея при этом финансирование на развитие онлайн-направления, прекрасных педагогов и повышенное внимание аудитории.
Полная версия отчета или в режиме просмотра:
Дата публикации:11.01.2017 @ 09:01