Мы поговорили с экспертом по франчайзингу, масштабированию и стратегическому менеджменту Виктором Ляшевским и Agile-коучем, экспертом по цифровым трансформациям и соучредителем Creative Mind Consulting Мариной Арефьевой.
Читайте статью, и мы простым языком расскажем, что такое Agile, и как его применять на работе и в жизни.
Из статьи вы узнаете:
Agile: что это простыми словами
Agile переводится как «гибкий». Вот как можно кратко охарактеризовать Agile:
Agile предполагает итеративную разработку. Это означает, что создание продукта поделено на небольшие временные промежутки. В конце каждого промежутка команда собирается и обсуждает результат.
Представим, что бюро промышленного дизайна «Зона комфорта» решило запустить линейку офисных кресел — экологичных, простых в сборке и удобных. Как будет выглядеть процесс разработки проекта по Agile?
Завершение каждого этапа предполагает создание промежуточного, но законченного продукта, который можно использовать ещё до завершения проекта. Это очень актуально для постоянно изменяющегося мира.
Например, бюро мебели «Зона комфорта» начали проектировать офисные стулья. Но случилась пандемия, и все начали работать из дома. Офисы стали развозить технику и нужную мебель по домам сотрудников. Из реалии «нужен комфортный стул для работы» бюро перешло к «нужен комфортный стул для работы, который легко собрать-разобрать и перевезти».
Благодаря Agile, команда по запуску новой линейки быстро перестроилась и стала делать нужные рынку кресла.
Есть 4 основных принципа работы Agile:
1.Люди и взаимодействия важнее технологий и инструментов. В Agile-команде все участники постоянно друг с другом взаимодействуют, проявляют индивидуальность, делятся опытом и готовы слушать своих коллег.
Если команда по разработке кресла работает слаженно, то её продукт будет гораздо лучше, чем результат работы специалистов, которые друг с другом не разговаривали.
2. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Agile-команда тратит время на создание продукта, а не на написание бюрократических бумажек.
Чем быстрее качественная линейка кресел выйдет в продажу, тем больше прибыли получит компания. Бюрократия будет просто тормозить этот процесс.
3. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования контракта. В Agile нельзя один раз выдать ТЗ команде и забыть. Необходимо постоянно быть на связи, участвовать в совещаниях и принимать решения о процессе разработки.
Непосредственный руководитель запуска линейки новых кресел должен быть постоянно на связи с клиентом, чтобы заметить неточности на ранних этапах. Переделать макет проще, чем переделывать уже выпущенную партию.
4. Готовность к изменениям важнее, чем первоначальное следование плану. Agile нацелен на то, чтобы сделать что-то полезное в постоянно меняющемся мире, а не просто выполнить заказ, даже если он потерял актуальность.
Если удобные офисные кресла больше никому не нужны, потому что многие компании перешли на удаленку, нет смысла их доделывать. Лучше подумать, чего в плане мебели людям не хватает, когда они работают из дома.
Виктор Ляшевский поделился основными недостатками и преимуществами Agile подхода.
Agile подойдет не для всех проектов — например, для регламентированных процессов. Agile не подойдет и для проекта, в который сотрудники не могут включиться на 100%.
В противном случае сотрудники большую часть рабочего времени проведут на совещаниях и ничего не сделают для проекта.
Гибкий цикл Agile
В Agile используется цикл Деминга. Его можно разделить на 4 этапа:
Возьмём, например, цикл создания пилотного кресла. Сначала надо спланировать, кто какую деталь будет производить. Потом всё это произвести и собрать. Затем — протестировать на себе, коллегах или фокус-группе. Последний шаг — представить модель начальнику.
Марина Арефьева подчеркивает, что «цикл нужен для того, чтобы команда слаженно работала без постоянного контроля со стороны менеджера».
Благодаря чёткому и понятному циклу, участники команды испытывают меньше стресса из-за работы и не тратят время на дополнительные совещания.
Очень важно после завершения проекта провести ретроспективное обсуждение, где каждый член команды расскажет про свои эмоции от работы и поделится проблемами, с которыми он столкнулся.
Scrum и Agile: в чем разница?
Agile — это управленческий подход, который объединяет в себе разные методики.
А Scrum и Kanban — это отдельные фреймворки, которые могут применяться как внутри Agile, так и без него.
Сотрудники бюро «Зона комфорта» могут пользоваться Kanban-доской в любом другом проекте, а могут по ней планировать выход коллекции для тестирования кресел.
Виктор Ляшевский назвал главные отличия и схожести методик Scrum и Kanban:
Как построить Agile-команду?
Чтобы построить Agile-команду, нужно самому очень хорошо понимать этот подход и верить в его эффективность. Если команда не будет видеть в вас уверенность в том, что вы делаете, она потеряет мотивацию.
Если вы уверены в своих силах, начинайте подбирать команду. Особое внимание уделите не только техническим навыкам, но и личным качествам человека.
Ловите 2 лучших платформы, чтобы собрать эффективную команду для проектов любой сложности:
- InSales — платформа для создания интернет-магазинов, маркетплейсов, социальных сетей и мессенджеров.
- Моё дело — онлайн-сервис по бухгалтерии.
Что мешает построить эффективную Agile-команду:
1.Люди стараются строить команду иерархическими методами по приказу руководства. Но самоорганизация, на которой строится цикл Agile, не растет директивно по приказу.
Поэтому, если руководитель бюро «Зона комфорта» решил организовать запуск новой коллекции по принципу Agile, но его никто не понял — ничего не выйдет.
2. Директивный выбор сотрудников. Даже хороший профессионал может потопить команду из-за нежелания находиться в постоянной коммуникации.
В бюро «Зона комфорта» может работать гениальный столяр, который делает лучшие кресла. Но если он привык закрываться в мастерской и ни с кем не разговаривать, он будет тянуть Agile-команду вниз.
Лучше не опираться только на информацию из интернета, а пройти дополнительное обучение.
Обучиться можно на сертифицированных курсах под эгидой ICAgile или получить авторские методики управления у Agile-коуча. На курсах вы получите, прежде всего, знания и навыки по построению и управлению Agile-командой.
Курсы могут длиться от 2 дней до нескольких месяцев. От этого будет зависеть их цена и количество информации. Длительные курсы лучше проходить в онлайн-формате, поскольку на них даётся очень много информации.
Стоимость курсов Agile начинается с 1 500 рублей и доходит до 50 000 рублей. Всё зависит от длительности курса и программы обучения.
Бюро «Зона комфорта» может оплатить для сотрудников онлайн-курсы по Agile, или пригласить на первый проект Agile-коуча, который в процессе работы обучит сотрудников этому подходу на реальных задачах. И тогда запуск новой линейки кресел точно пройдет успешно!
Но даже если вы не столкнетесь с Agile на работе, эти навыки помогут и в личной жизни.
Личный Agile
Виктор Ляшевский рекомендует для личной жизни из Agile вынести две вещи:
- Интервальное планирование. Попробуйте разбить свою большую цель на маленькие и писать в соответствии с ними план на неделю или месяц. А в конце проверяйте его актуальность. Вы увидите, насколько эффективнее вы станете достигать намеченных задач.
- Постоянную коммуникацию. В личной жизни нет заказчиков, но есть дети, родители, мужья и жены. Постоянная коммуникация с ними сильно упростит жизнь. Например, если вы будете учиться общаться с ребенком и признавать его интересы, то можно избежать конфликтов в духе: «Меня никто не понимает!». А постоянная коммуникация с мужем поможет вовремя заметить, что у него что-то случилось, он переживает.
Изучайте Agile, применяйте его дома и на работе и делайте свою жизнь комфортнее. А курсы по Agile помогут вам добиться этого быстрее!
Вам может подойти это обучение:
- Лучшие Курсы Обучения Agile
- 10 Лучших Онлайн-Тренингов Личностного Роста от 1 500 Рублей
- 10 Лучших Онлайн-Курсов по Бизнесу и Построению Работы в Команде
Читайте также:
- Что Такое Цели по SMART? 6 Эффективных Способов, Как Ставить Цели и Достигать Их
- Как Создать Сайт Самому? 7 Рабочих Правил и Пошаговый План, Которые Помогут Создать Качественный Сайт
- Что Такое Кейс? 10 Экспертных Советов, Как Создать и Оформить Свой Кейс!
- Профессия Иллюстратор: 5 Экспертных Советов, Как Стать Иллюстратором
- Как Выступать на Публике? 10 Секретных Правил Успешного Публичного Выступления
Дата публикации:25.10.2020 @ 18:52