О разнообразии рабочих подходов и гибких методах управления проектами мы поговорили с Agile-коучем и Scrum-тренером Александром Томиловым и Agile-коучем и бизнес-консультантом Мариной Арефьевой.
В статье расскажем:
- Виды методов управления проектами
- Agile-подход управления проектами
- Scrum-метод управления проектами
- Kanban метод управления проектами
- OKR-метод управления проектами и работы с целями и вовлеченностью
- Waterfall-метод управления проектами и классический менеджмент
- Существует ли универсальный метод управления проектами?
- Чек-лист «Три фильма про управление проектами»
Виды методов управления проектами
Менеджмент управляет проектами и бизнесом на основе определённых правил. Такие рабочие подходы держат бизнес на плаву. Они во многом консервативны и оказываются безуспешными, когда нужно что-то менять: выходить из кризиса или развивать бизнес в новых направлениях.
Если вы хотите грамотно выстроить работу бизнеса и быстро достигать результата, типичными управленческими приемами не обойтись.
Лучше узнать о практиках, которые зародились совсем недавно в ответ на вызовы современного бизнеса.
Как определить метод управления, подходящий для вашего дела? На помощь приходит модель «Кеневин», которая выделяет три ситуации:
Кроме того, существует ситуация «хаоса», её мы рассмотрим ниже.
Купить и собрать табуретку из Икеи — ситуация из «простого мира». У вас есть сиденье, ножки, шурупы и инструкция сборки. Если развернуть ситуацию до уровня организации, получим бизнес, в котором менеджмент занимается тем, что выдаёт задачи и контролирует их исполнение.
Ситуация «сложного мира» — это разработка двигателя внутреннего сгорания, где невозможно обойтись без аналитиков и экспертов. Они помогают менеджменту создавать и реализовывать планы.
В ситуации «запутанности» ни менеджмент, ни эксперты не могут заранее понять, как решить задачу. Если внешнюю среду сложно проанализировать, единственная стратегия — эксперименты.
Ситуация «хаоса» — последняя и самая неопределённая стадия. В ней нельзя выделить ни время, ни состав, ни цель, ни объём работы над проектом. В ситуации «хаоса» в основном применяют Agile и корректируют стратегию один раз в 1-2 недели.
Помните, как в 2020 году школы и университеты переходили на удалённое обучение? Никто не мог предсказать, надолго ли это, сложно было грамотно выстроить программу. Однако переход на дистанционное обучение был необходим, поэтому всё, что оставалось властям — пересматривать и улучшать систему по ходу.
Выбирайте метод управления проектами в зависимости от ситуации. Классические ориентированы на процессы, в фокусе внимания гибких — человеческий фактор.
В статье мы разберём самые популярные методы управления проектами.
Agile-подход управления проектами
Agile — это подход к организации работы, который ориентирован на адаптивность и готовность к изменениям. Он построен на принципах самоорганизации и командной работы.
Agile поможет вам организовать работу так, чтобы не контролировать процесс.
Подробнее об Agile вы можете узнать из нашей статьи «Что такое Agile? 8 Экспертных советов, как сделать работу команды эффективнее с помощью техники Agile».
Ценности и принципы Agile определяются Манифестом гибкой разработки, который был составлен в 2001 году.
Изначано Agile был создан для разработчиков, но со временем метод стал универсальным.
Agile применяют в разных областях, а вместо продукта может быть и услуга.
4 ценности гибкой разработки Agile:
- Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
- Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
- Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
- Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
В Манифест были включены 12 основополагающих принципов. Найти их вы можете в первоисточнике. Мы расскажем о нескольких из них.
7 принципов Agile-разработки:
- Приоритет метода — закрыть потребности заказчика.
- Изменения приветствуются. Они обеспечивают конкурентное преимущество заказчику.
- Разработчики проекта и заказчик работают вместе ежедневно.
- Общение — наиболее эффективный способ обмена информации.
- Лучшие решения рождаются в самоорганизующихся командах.
- Увеличение эффективности — результат анализа результатов и изменений в стиле работы.
- Главный результат — работающий продукт.
Agile-подходы применимы в проектах с высокой степенью неопределённости как в окружении бизнеса, так и внутри продукта, и в деятельности по оказанию услуг. Обычно, это технологический рынок, инновации и стартапы.
Внутри Agile существует более 10 практик. Наиболее популярные из них: Scrum, Kanban и OKR.
Scrum-метод управления проектами
Scrum-метод шире, чем просто метод управления проектами. Он ориентирован на повышение ценности продукта в единицу времени.
Поэтому без Scrum-мастера не обойтись. Он станет тем человеком, который будет совершенствовать работу в команде.
Соберите команду из профессионалов – найдите лучших специалистов на проверенных сайтах. Мы собрали 2 лучших сервиса:
- InSales — платформа для создания интернет-магазинов, маркетплейсов, социальных сетей и мессенджеров.
- Моё дело — онлайн-сервис по бухгалтерии с проверенными специалистами.
Владелец продукта составляет и поддерживает в актуальном состоянии бэклог продукта, а команда берёт на себя ответственность за способ достижения бизнес-целей.
Бэклог продукта (Product backlog) — список работ по приоритетности.
Деятельность Scrum-команды разделяется на спринты (sprints) — промежутки времени, в течение которых создается работающая часть продукта, кторая имеет ценность для клиента.
5 этапов спринтов:
- Планирование спринта, встреча перед началом работы над ним.
- Синхронизация команды во время работы.
- Обсуждение бэклога продукта в команде, определение приоритных задач.
- Демонстрация результатов работы спринта и получение обратной связи.
- Команда делает выводы на основе обратной связи.
Заинтересовал Scrum-метод управления проектами? Узнайте ещё больше из нашей статьи «Что такое Scrum? 11 Важных принципов, как грамотно управлять проектами и командой с помощью метода Scrum».
Kanban метод управления проектами
Система Kanban подходит в ситуациях, когда нужно увеличить производительность команды. Kanban — метод скорее про оптимизацию процессов, чем про управление.
Если вы развиваете электронный магазин, то, скорее всего, вам подойдёт Scrum. Но если в рамках этого магазина появилась служба поддержки, она будет работать эффективнее по принципам Kanban.
Главный инструмент системы Kanban — доска и карточки на ней.
Доска разбивает деятельность компании на этапы, карточки — это конкретные задачи, которые передвигаются по доске.
Подробнее о Kanban мы писали в статье «Что такое система Канбан? 4 Главных Принципа Системы Канбан + Инструкция По Внедрению Системы Канбан»
OKR-метод управления проектами и работы с целями и вовлеченностью
Аббревиатура OKR (Objectives and Key Results) переводится как «цели и ключевые результаты».
Суть метода: сфокусировать бизнес на достижение главных показателей и не тратить энергию команды на неприоритетные функции.
Всё просто: в методе OKR акцент направлен на одну самую важную задачу. Всё, что не ведёт к цели, отсекается.
OKR прост тем, что его легче внедрить. Чтобы вписать OKR в работу команды, для неё не нужно налаживать отдельную структуру. Метод OKR применим в любой команде.
Методология OKR работает по принципам:
- Цели и ключевые результаты устанавливаются регулярно. Команда работает не над «условными» планами на год, а над ежемесячными задачами, которые адаптированы под текущий климат вокруг бизнеса.
- Цели и ключевые показатели доступны для всех сотрудников. Команда будет работать согласованно, потому что все процессы прозрачны и понятны.
- Цели не задаются только «сверху». Руководство устанавливает стратегические цели, а подразделения и сотрудники разрабатывают тактические цели и показатели на краткосрочные периоды.
- Стимулирование сотрудничества. Система OKR показывает, что конечные цели не достигаются в одиночку. Командная работа сотрудников играет решающую роль в получении результата.
OKR позволит команде работать с большей вовлечённостью и степенью удовлетворения. Метод показывает рядовым исполнителям важность их вклада в общее дело компании.
Waterfall-метод управления проектами и классический менеджмент
Классический менеджмент был полной противоположностью Agile, но поменялся под его влиянием.
Суть Waterfall — разделить процесс на этапы и чётко определить план действий на каждом из них.
Например, в процессы агробизнеса входят: сбор урожая, его обработка, хранение и реализация. Понятная и простая последовательность действий — отличительная черта метода управления Waterfall — «водопада».
Традиционные практики применяют в больших производственных компаниях. Agile-подходы в этих случаях финансово неоправданны: внедрение системы и переобучение сотрудников требуют больших затрат.
Например, самолеты создаются в рамках строгих стандартов и требований, а результат проекта определён заранее. Модель Waterfall — подходящая методика в этом случае.
Waterfall эффективен в бизнесе с низкой степенью неопределенности, когда деятельность компании можно предсказать наперёд в рамках бюджета и времени.
Waterfall не приветствует изменения, потому что план проекта от начала и до конца прописывается в документе.
Лаконично область применения метода очерчивает Чак Кобб, автор бестселлера «Руководство менеджера проекта по освоению Agile»: «Если бы вы строите мост через реку, нелепо говорить: «Мы построим первый пролет, посмотрим, как он выйдет, а потом решим, как закончить оставшиеся».
Существует ли универсальный метод управления проектами?
Менеджмент пытается объединить в один метод лучшие стороны методологий гибкой и традиционной разработки. Чаще всего такие команды не выживают.
Выбор эффективного метода управления проектом — серьёзная проблема для больших компаний, где есть место и интеллектуальному труду и производству.
Элегантное решение в такой ситуации нашел Сбербанк. Agile-лаборатория переехала в отдельный офис и почти не пересекается с другими звеньями корпорации.
Если ваш бизнес столкнулся с кризисом или вы хотите понимать механики управления, чтобы заранее подготовиться к вызовам внешней среды, пройдите обучение.
3 совета, как выбрать курсы Agile и тренинги личностного роста
- Отнеситесь серьёзно к выбору программы и преподавателя.
2. Не отказывайтесь от онлайн-обучения, курсы по Agile можно проходить в любом формате.
3. Выбирайте программы, которые ориентированы на практику. Освоить Agile через теорию — как учиться плаванию по учебнику.
Тренинги личностного роста продолжаются 8-20 часов и стоят от 3 000 рублей.
Курсы обучения гибким методологиям делятся на краткосрочные — от 2 до 10 занятий, и долгосрочные — от 12 занятий.
Цена за индивидуальный курс варьируется от 10 000 рублей до 50 000 рублей. Корпоративное обучение обойдётся не дешевле 300 000 рублей. Эта сумма окупится, потому что корпоративное обучение будет построено именно под потребности вашей организации.
По итогам курса вы узнаете что такое гибкие методы управления проектами и как применять их в жизни и бизнесе. Это позволит организовать вашу деятельность и подготовиться к любым вызовам окружения.
Чек-лист «Три фильма про управление проектами»
Вам может подойти это обучение:
- Лучшие Курсы Обучения Agile
- 10 Лучших Онлайн-Курсов по Бизнесу и Построению Работы в Команде
- 10 Лучших Онлайн-Тренингов Личностного Роста от 1 500 Рублей
- Лучшие Курсы Корпоративного Обучения и Развития Персонала
- 10 Лучших Курсов по Бизнесу в Санкт-Петербурге от 1 900 Рублей
Расскажите в комментариях, какой метод управления проектами хотите внедрить? А в каком уже есть опыт? Сделайте репост, чтобы не забыть важные советы и быстрее выйти на новый уровень!
Читайте также:
- Что Такое Цели по SMART? 6 Эффективных Способов, Как Ставить Цели и Достигать Их
- Как Создать Сайт Самому? 7 Рабочих Правил и Пошаговый План, Которые Помогут Создать Качественный Сайт
- Как Стать Блогером? 28 Эффективных Советов от Известных Блогеров, Которые Помогут Стать Блогером в Instagram и на YouTube
- Что Такое Кейс? 10 Экспертных Советов, Как Создать и Оформить Свой Кейс
- Как Освоить Новую Профессию и Правильно Выбрать Курсы? 6 Советов, Которые Помогут Вам Зарабатывать на Любимом Деле
Дата публикации:31.03.2021 @ 16:48