Наше исследование посвящено онлайн-обучению на международных образовательных онлайн платформах. В 21 веке, когда для обучения огромное значение имеет доступность, мобильность, инновационный подход — массовые онлайн курсы становятся, возможно, лучшей альтернативой традиционному учебному процессу.
Мы задались вопросом — как много людей на сегодняшний день готовы обучаться или уже обучаются онлайн?
Полные результаты исследования по ссылке.
В 2001 году Масачусетский технологический институт выложил в открытый доступ большинство своих учебных материалов. Позже эту инициативу подхватили другие известные институты. В результате чего сформировалась концепция онлайн-образования. В 2008 году появился термин МООС (англ. massive open online course) – массовый открытый онлайн курс (МООК).
В настоящее время в каждой стране мира существуют свои образовательные онлайн платформы. Мы провели исследование, в котором сравнили трафик топ-5 мировых сайтов с МООК.
В анализе участвовали
- «Coursera»
Мы проанализировали данные по каждой из платформ за последние 3 года (период с сентября 2014 года по август 2017 года) и пришли к выводу, что на мировом рынке лидером онлайн-обучения является Coursera.
На графике показана общая посещаемость всех платформ за последние 3 года. Стоит отметить, что Openedu.ru была запущена только в 2015, поэтому даже 2 результат в общем итоге – очень высок.
В России количество пользователей онлайн-курсов составляет всего 4,05% от общего числа Интернет-пользователей.
Показатель отказов пользователей (т.е. соотношение количества посетителей сайта, которые покинули его со страницы входа или не просмотрели больше одной страницы) представлен на графике ниже.
Как показывает практика, поддержка университетов мирового масштаба является одним из факторов, благодаря которому пользователи более охотно обучаются онлайн. Возможно поэтому Coursera на настоящий момент является мировым лидером — она сотрудничает со 149 университетами мира.
Платформы МООК в нашей стране предоставляют пользователям самые разнообразные курсы, с сертификатами и без, с удобными и качественными программами обучения и сотрудничают с крупнейшими университетами страны. Но при этом позиция России в рейтинге использования пользователями онлайн-ресурсов для самообразования низкая, если сравнивать с США или Индией.
Т.к. база МООК в России подготовлена хорошо, стоит задуматься о привлечении большего числа населения к обучению онлайн. Для этого необходимо стимулировать как работодателей, так и университеты, которые бы обращали внимание на наличие у студента сертификатов по различным дисциплинам.
Например, зарубежные платформы Edx и Coursera предлагают пользователям серии курсов (от 2 до 7), объединённых одной темой. Такие программы платны, но позволяют слушателю после прохождения получить сертификаты, которые оценит потенциальный работодатель.
Сайтам платформ стоит уделить много внимания увеличению числа курсов соответствующих популярным запросам. Например, курсам в области IT-технологий.
Все курсы для удобства пользователей должны быть чётко структурированы по тематике или областям знаний. При выборе курса или программы обучения, пользователю следует предлагать курсы по схожим тематикам или сопутствующим программам.
Нужно учитывать и юзабилити сайта для удобства пользователей самых разных возрастов. Всё это повысит вовлечение пользователей в обучение онлайн.
В исследовании мы рассмотрели каждую платформу по отдельности, учитывая все индивидуальные характеристики.
Общие данные по источникам трафика мы объединили, по следующим пунктам:
- статистика посещаемости;
- распределение трафика;
- среднее время пользователей, с разных видов трафика на сайте;
- отказы пользователей и количество просмотренных ими страниц;
- сезонность.
Эти данные позволили узнать откуда на каждую платформу приходят студенты, и как платформы взаимодействуют с ними.
Выяснилось, что российские МООК-платформы отстают не только по посещаемости, но и по умению использовать существующие источники трафика, такие как социальные сети или e-mail рассылка. В прямых заходах (когда пользователь вводит в адресной строке сразу название сайта ) у «Universarium» процент получился выше, чем у остальных платформ. Это говорит о хорошей узнаваемости платформы. А «Openedu» значительно отстает от конкурентов с самым низким показателем в 26 %, по проценту трафика прямых заходов.
Хочется отметить, что Coursera и Edx являются признанными мировыми платформами, с хорошей узнаваемостью. Это значительно повышает к ним пользовательский интерес. Ниже представлены графики прямых заходов на каждую платформу от постоянных пользователей.
Практически аналогичная ситуация для каждой из платформ по остальным источникам трафика.
В исследовании мы определили слабые места каждой из платформ и предложили рекомендации, по привлечению и удержанию аудитории.
Надеемся что в 2018 году потенциал онлайн-курсов в России увеличится за счёт активной работы МООК-платформ с оффлайн-мероприятиями, университетами и потенциальными работодателями.
Подробно с самыми главными выводами из исследования по «МООК-платформам» можно ознакомиться по ссылке.
Дата публикации:16.03.2018 @ 15:44
1 comment
Спасибо!!!супер полезная информативная статья! И вдохновляющая))иду искать мастера и курсы.