После того, как вы определились с методом обучения персонала своей организации (вводное обучение персонала, очное обучение персонала, дистанционное обучение персонала) можно выбирать сам вид обучения. Стоит отметить, что один метод обучения может сочетать в себе разные виды, и более точный выбор вида обучения сотрудников рекомендуется делать после консультации и аудита вашего бизнеса.
Можно выделить несколько видов обучения персонала организации под каждый метод.
Для вводного обучения персонала: 1.
Инструктаж —это краткое обучение персонала всем аспектам безопасности труда, основам вашей корпоративной культуры и рабочей деятельности. Как правило инструктаж сопровождается демонстрацией практических примеров и проводится специалистом;
2.
Стажировка Стажировка-процесс обучения персонала, который обычно длится несколько дней. В это время сотрудник приобретает опыт работы, выполняя свои обязанности под контролем наставника. Очень важно, чтобы стажировку проводил настоящий специалист, которому всегда можно задать вопрос, т.к. стажировка — это первое знакомство нового сотрудника со своим рабочим местом и обязанностями. Стажировку могут проводить как сотрудники компании, по заранее написанной программе, так и специально обученные люди. Рекомендуется под этот процесс нанимать опытных специалистов, а не ограничиваться своими сотрудниками, т.к. помимо того, что стажировка отвлекает наставника от своей работы, сам наставник может не уметь должным образом объяснить все стажеру;
Для очного обучения персонала;
Лекция — один из самых простых способов организации обучения, но не самый эффективный. Многое в таком виде обучения зависит от преподавателя и его способности раскрыть тему и пробудить интерес у сотрудников. По мимо этого, большую роль в качестве получаемого образования играет и само желание сотрудников узнать что-то новое. Основное преимущество данного вида обучения — охват большего количества слушателей, поэтому лекции могут стать прекрасным выбором для компаний с большим штатом сотрудников.
Семинар — вид обучения, который предполагает более интенсивную вовлеченность участников и постоянный диалог сотрудников с преподавателями. Разница между семинаром и лекцией состоит в том, что семинар предполагает обучение в небольшой группе, чтобы не терялась связь между преподавателем и каждым из сотрудников. Для обучения большого количества сотрудников рекомендуется проводить несколько семинаров, что дороже и сложнее в организации, однако дает больший результат, в отличие от лекций.
Ротация — стажировка работника в другом месте или по другой специальности. Такой вид обучения помогает глубже понять суть рабочего процесса, выявить недостатки в своей деятельности или в работе своих коллег. Минусом такого вида обучения сотрудников является то, то ротацию очень тяжело организовать и юридически оформить. Однако это нивелируется пользой, получаемой от такого глубокого обучения сотрудников.
Тренинг – одна из форм активного обучения сотрудников, направленная на передачу знаний, развитие определенных умений и решение рабочих проблем. Главное преимущество такого вида обучения — возможность быстро получить новые навыки практической работы и сразу применить поученную информацию в деле. Тренинг отлично подходит для развития у сотрудников Soft skills, таких как «эмоциональный интеллект», «ведение переговоров», «лидерские качества» и «навыки публичных выступлений». Такой вид обучения персонала стоит дороже, чем лекция или семинар, однако его эффективность быстрее окупается в процессе работы.